Установка GSM модуля на сигнализацию StarLine

Был приобретен GSM-приемник StarLine Мастер GSM5 для сигнализации StarLine A93 Eco 2CAN+2LIN, инсталированной на автомобиль Ravon R4. 

Содержание страницы

Про приёмник

Производитель обещает нам определение месторасположения автомобиля по технологии LBS (идентификация по кодам базовых станций сетей GSM), управление непосредственно сигнализацией и дополнительным оборудованием, а так же оповещения о состоянии охраны.

Комплектуется всё это добро самим модулем, 4 сим-картами сотовых операторов (Теле2, МТС, Мегафон, Билайн), объемной инструкцией по установке и использованию на 62 страницы и прочая незначительная макулатура:

Цена на модуль неоправданно завышенная: 4 450₽, но деваться некуда, если GPS-антенну для старлайновских сигнализаций еще можно переделать из китайских поделок за 600₽, то здесь никаких альтернатив нет.

Сим-карты с приблизительно одинаковыми тарифами, суть которых сводится к ежедневной абон.плате в размере 3₽. Отличия лишь во всевозможных скидках при оплатах наперёд.

Сим-карты зарегистрированы на юридическое лицо, по факту вам они не принадлежат. Никто не запрещает использовать свою сим-карту, но её отличие от комплектных будет в том, что сим-карты старлайна термостойкие и на них подключен специальный тариф, который не ограничивает работу модуля в сотовых сетях. В пример можно привести новомодные пакеты интернета у операторов, которые работают только на смартфонах и планшетах. При попытке использовать их в модемах доступ блокируется или взымается дополнительная плата. IMEI данного модуля так же не относится к телефонным, поэтому могут возникнуть проблемы.

Модуль представляет из себя плату расширения с тремя контактными площадками типа “Папа”, с расположенным на ней модемом SIM800F от производителя SIMCom. Чем-то особенным этот модем похвастаться не может: работает только лишь в 2G сетях (GSM 850900 / 18001900 МГц) и интернет GPRS (85.6 кбит/с).

Инструкция к модулю

В отличие от непосредственно сигнализации, инструкцию на данный модем на официальном сайте найти я не смог. Поэтому на всякий случай продублирую у себя:

Скачать “Инструкция по настройке и эксплуатации StarLine Мастер GSM5” StarLine_GSM_GPS_v18.pdf – Загружено 348 раз – 4 МБ

Актуальна для модулей с версией ПО M1 и выше. В любом случае сначала попробуйте найти актуальную на сайте СтарЛайна, прежде чем использовать эту.

Управление сигнализацией через модуль

SMS и голосовые звонки

Приятно удивила работа мимо серверов старлайн. Принимая во внимание тренд на облачность, сегодня стоит задумываться о долговечности предоставляемого сервиса. В случае этого модуля и наступлении того дня, когда старлайн прекратит поддерживать свою онлайн телеметрию, модулем получится управлять по двум другим каналам связи: голосовые звонки с тональным набором команд и SMS. При голосовом звонке на сим-карту, установленную в модуле модем отвечает записанными в него аудио-записями с женским голосом:

SMS управление выглядит так:

Приложение для смартфонов

На данный момент существует по две версии приложения для операционных систем iOS и Android. Отличия между первой и второй телематикой исключительно в дизайне — первая версия приложения была разработана в далеком 2014 году. Какой-то особый функционал у приложения выделить трудно, способно оно на меньшее, чем родной брелок сигнализации. 

Вкладка управление

Внешний вид:

Верхняя половина лэйаута приложения содержит информацию об автомобиле и статус охраны. Более наглядно:

Баланс сим-карты, в рублях
Напряжение аккумулятора, вольт
Температура в салоне автомобиля (по факту в основном блоке сигнализации)
Температура двигателя (по факту патрубка обратки антифриза)
Уровень топлива по данным ЭБУ
Пробег по данным ЭБУ

Слева от автомобиля отображаются иконки условий автозапуска, в моем случае включен режим запуска при низком напряжении АКБ.

По центру статус охраны и состояние автомобиля: тревога, открытые двери, капот, багажник, заведенный двигатель, включенное зажигание.

Далее следуют три кнопки основных действий и кнопка перехода к полному списку команд. На основной экран можно назначить любые из доступных:

Все команды защищены от случайного нажатия и успешное выполнение сопровождается звуковым сигналом.

Нижняя половина лэйатуса отдана карте геолокации автомобиля и истории его перемещения. В моем случае отсутствует GPS-антенна, а значит данные приблизительны — радиус автомобиля указывает в пределах 900‑1000 метров. Впрочем этого достаточно чтобы понять, увезли ли твой автомобиль на штраф-стоянку или он по прежнему стоит в месте парковки.

Вкладка история

Обычный лог действий, с возможностью фильтра по типу событий:

Вкладка настройки

Тут спрятана оставшаяся часть функционала приложения. Содержит в себе как настройки приложения, так и дистанционные настройки охранного комплекса. Общий вид меню:

В общей информации номер сим-карты установленной в сигнализацию и версия прошивки:

Настройки автозапуска, полностью дублируют брелок с ЖК-дисплеем, но с приложения изменяются на порядок проще и нагляднее:

Еще один пункт настроек повторяет функционал брелка — установка чувствительности датчиков:

Push уведомления:

В январе 2020 года таки появилась возможность сменить внешний вид (кузов, цвет, со временем добавят скины популярных автомобилей) автомобиля на главном экране приложения:

Ну и последняя вкладка, имеющая действительно полезный функционал — меню диагностики с отображением ODB ошибок. Было проверено отключением жгута проводки приборной панели, сигнализация среагировала корректно:

Сайт СтарЛайн Телематика

Доступен по адресу: https://starline-online.ru/

Как и в случае приложения для смартфонов, авторизация происходит по данным с карточки, идущей в комплекте с модулем:

После первого же логина рекомендую включить двухфакторную аутентификацию для защиты от взлома путем перебора паролей.

По сути сервис представляет из себя преимущественно карту со всё тем же местоположением автомобиля и треками поездок:

В отличие от приложения, онлайн сервис рисует треки даже без GPS-антенны. В чем проблема разработчиков добавить отображение поездок и длительности стоянок для смартфонов — непонятно.

Функционал сайта полностью дублирует функционал приложения, расписывать здесь нечего.

Установка модуля в сигнализацию StarLine A93 2CAN+2LIN Eco

Инсталляция модуля в охранный комплекс

Проводим на обесточенном автомобиле. По времени займет буквально пять минут если знать место установки основного блока сигнализации и при отсутствии искусственных осложнений в демонтаже блока.

Снимаем крышку открутив четыре болтика:

Извлекаем плату из корпуса:

Устанавливаем модуль GSM “бутербродом” поверх платы слева от модуля 2CAN-2LIN:

При этом следует быть осторожным, т.к. есть вероятность погнуть ножки пинов:

К этому времени уже стоит определиться с сотовым оператором. Следует помнить, что модуль работает в частотах 2G, и, например, сим-карта Теле2 не будет работать в Москве, т.к. Теле2 представлен в ней только на частотах 3G/4G. Так же следует руководствоваться качеством покрытия конкретных операторов в своём регионе. В том же Крыму из всего зоопарка комплектных сим-карт работать будет только МТС.

Вставляем сим-карту до упора влево:

И собираем основной блок в обратной последовательности.

Первичная настройка GSM модуля

Для работы GSM модуля в его память должна быть записана следующая информация:

  • пароль доступа PW, состоящий из 4 цифр, необходим для авторизации при звонках с незарегистрированных в памяти модуля телефонов, а также для возможности удаления и внесения новых телефонов пользователей с помощью SMS-сообщений. 
  • пароль доступа PS, состоящий из 4 цифр, необходим для обеспечения дополнительной защиты при занесении нового телефонного номера владельца (M1) в память модуля с незарегистрированных в памяти телефонов;
    Пароль PW или PS НЕ является PIN кодом SIM-карты! 
  • телефонные номера пользователей с которых осуществляется управление модулем и на которые отсылаются оповещения.

Для упрощения ввода этих данных в устройстве реализована процедура первичной настройки, которая автоматически активируется при звонке на модуль, если в памяти модуля нет записанных телефонных номеров. 

Изначально в памяти GSM модуля нет ни номеров телефонов, ни паролей PW и PS, поэтому запись номера М1 осуществляется при звонке на модуль. Установите SIM-карту в GSM модуль.

Соответственно, подаем питание на сигнализацию и ждем 30–40 секунд. Модуль зарегистрируется в сети и будет находиться в режиме ожидания входящего звонка.

С телефона, который будет использоваться как Мастер (М1) звоним на номер сим-карты, установленной в GSM модуль.

Модуль ответит на звонок и услышим приветствие:

- StarLine приветствует Вас! Введите пароль №1!

В тональном режиме вводим 4 цифры пароля доступа PW. После удачного ввода слышим звуковой сигнал подтверждения и запрос на ввод пароля доступа PS, также состоящего из 4 цифр:

- Введите пароль №2!

Снова в тональном режиме набираем 4 цифры теперь уже пароля доступа PS. После удачного ввода слышим звуковое подтверждение. Номер телефона М1 и пароли PW и PS будут записаны в память модуля, а на телефон М1 будет выслано подтверждающее SMS-сообщение с записанными данными (рекомендую переписать пароли и удалить SMS из истории телефона).

Инициализация модуля

Если модуль не управляет охранным комплексом независимо от канала (SMS, звонки, приложение, сайт), то необходимо произвести процедуру инициализация (связка модуля с основным блоком).

Для этого:

  • нажимаем 7 раз сервисную (VALET) кнопку и не делая пауз включаем зажигание;
  • должны воспроизвестись 7 коротких сигналов;
  • после этого ждем трех вспышек аварийкой и мелодии на брелке (примерно через 30–60 секунд);
  • выключаем зажигание.

Если всё сделано правильно, на брелке появится иконка GSM модуля:

Не будет лишним сразу подключить приложение к онлайн-аккаунту телеметрии. Для этого скачиваем соответствующую ОС вашего смартфона версию, и при первом запуске логинимся по данным красной карточки идущей в комплекте:

Получение доступа к личному кабинету сим-карты

Пускай сим-карта и не принадлежит нам юридически:

Но иметь какой-никакой контроль над её состоянием хочется. В начале года у старлайновских сим-карт сотового оператора Мегафон внезапно “произошел сбой” и с абонентов начали списывать по 10₽ вместо 3₽. Чтобы такие случаи предвидеть, довольно удобно следить за балансом через детализацию расходов:

Для получения пароля от личного кабинета придется отправить тикет в тех.поддержку старлайна с просьбой предоставить пароль. Делается это на этой странице:

Жмём по “Запрос пароля для личного кабинета сим-карты из комплекта”. Откроется форма обращения:

Заполняем по образцу. Если по вашему Email адресу не будет найден аккаунт, в этой же форме ниже будет предложено зарегистрироваться. Вводим все данные и создаем тикет. Спустя некоторое время на обращение отреагирует сотрудник старлайна:

А на Email прилетит письмо с данными от аккаунта. Идем в личный кабинет своего оператора и проверяем данные. Если всё успешно, то не стоит забывать, что пароль временный, и его сразу нужно сменить (МТС предлагает установить новый пароль сразу после успешного логина). В итоге получаем контроль над “своей” сим-картой:

Кстати, в тему отличий от простых сим-карт. Среди подключенных услуг можно увидеть следующие интересные пункты:

На беслпатной основе подключены услуги, характерные IOT/M2M тарифам для телематики: Безлимит М2М, Льготный М2М-роуминг, Льготный М2М-роуминг — SMS и ВГП. Привилегированный абонент.

А благодаря истории транзакций можно посчитать расход интернет-трафика сигнализацией, на случай если кто-то решит сменить тариф и интересуется необходимой квотой:

За сутки получилась 21 интернет-сессия суммой: 48+49+46+60+60+48+54+54+62+49+73+50+48+56+60+44+52+55+56+58+55 = 1137 килобайт. Так сколько нужно трафика для сигнализации StarLine? В месяц расход вряд ли превысит 50 мегабайт.

Проблемы и варианты их решения

Модуль не может похвастаться особой стабильностью своей работы, иногда все таки приходится потанцевать возле него с бубном.

Обновление ПО GSM-модуля Мастер 5

Независимо от характера проблемы стоит для начала обновить прошивку модема на актуальную. Делается это “по воздуху”, без участия компьютера и программатора. Для этого отключаем охрану и отправляем SMS-команду 00591. На момент покупки у меня была версия HB03-O5, в ответ на данную команду пришла SMS: “HB03-O6, Обновление GSM, Пожалуйста подождите…”:

Через несколько минут модуль перезагрузился и прислал стандартное приветствие, но уже с новой версией прошивки.

Не выполняются команды через приложение, но работают SMS и звонки

Самая распространенная причина такого поведения — отсутствие GPRS соединения. Проверяется SMS-командой 41, в ответ приходит статус сотовой сети, координаты, напряжение аккумулятора, статус охраны и замков/дверей. Нас интересует первая строчка вида GSM: 31 (G). Если в скобочках у вас значение отличное от G, значит что интернет-соединения модуля нестабильно, отсюда и неработоспособность приложения. В первую очередь стоит попробовать:

  • выключить GPRS-соединение SMS-командой 00550;
  • перезагрузить модуль (команда аналогична скидыванию клемм АКБ) SMS-командой 00990;
  • дождаться SMS-приветствия и включить GPRS обратно SMS-командой 00551.

Если не помогает, стоит попробовать просто позвонить на сим-карту, установленную в сигнализацию. Иногда это восстанавливает работоспособность модуля.

Во всех других случаях стоит подумать над сменой расположения блока сигнализации по отношению к металлическим элементам кузова автомобиля и сменой сим-карты на другого оператора.

Приложение часто теряет связь с машиной, красная иконка статуса

Помимо рекомендации в прошлом пункте, стоит попробовать снизить интервал пингов до 30–45 секунд SMS-командой следующего вида:

005400xx - где вместо xx указываем количество секунд.

Например:

Модуль завис и не реагирует даже на звонки, сбрасывает после трех гудков

Тут только один вариант — обесточить охранный комплекс. Иначе говоря скинуть клемму с АКБ, но стоит помнить о настройках магнитолы. На некоторых автомобилях после такой операции приходится вводить код для разблокировки оной.

Не открывается/не закрывается машина во время автозапуска

Это не столько проблема, сколько невнимательное чтение инструкции. В данном случае для отпирания и запирания центрального замка нужно использовать команды “Постановка на охрану” и “Снятие с охраны”.

Не открывается багажник, хотя с брелка работает

Управление багажником происходит по дополнительному каналу №1. Соответственно, если багажник отпиарается с брелка, то достаточно функцию AF#21 перевести из значения 2 (или другого) в значение 1. Про программирование сервисных функций подробнее читайте в статье про установку сигнализации.

Потерял красную карту или купил машину с привязкой к номеру старого владельца

Для начала придется сменить мастер номер (М1) в настройках GSM модуля. Делается это путем отправки SMS-команды 009902 с телефона прошлого владельца. Эта команда сбрасывает привязку к номеру и обнуляет пароли PW и PS. Далее просто инициализируем модуль на работу с вашим номером телефона, как указано в этом пункте данной статьи.

После того, как мастер номер изменен на наш, приступим к регистрации аккаунта на https://starline-online.ru/. Создаем аккаунт, подтверждаем Email и жмем + Добавить устройство в левой части сайта (или же переходим по ссылке):

Переходим далее:

Нас интересует подключение нового GSM модуля:

Теперь возвращаемся к телефону и отправляем с него SMS-команду на включение GPRS (интернета на сигнализации): 00551 . Ждём подтверждение в виде ответного SMS и затем отправляем команду на запрос пароля для подключения к онлайн сервису телематики: 00581 .

Полученный код вводим в следующем диалоговом окне на сайте, вместе с наименованием устройства (любое) и номером (сим-карты, установленной в сигнализации):

Всё, на этом процедура смены владельца завершается. Теперь сигнализация управляется с вашего телефона звонками и SMS-командами, а так же через приложение или сайт телематики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.