Зазоры клапанов на двигателе B15D2

Мотор B15D2 в текущем виде существует начиная с 2012 года, когда был представлен широкой публике на Московском автосалоне под капотом автомобиля Chevrolet Cobalt.

Далее он перекочевал в чуть более тяжелую и выше классом Daewoo Gentra. Затем ассортимент автомобилей с этим агрегатом расширился в 2016 году, с уходом с рынка РФ Chevrolet/Opel и приходом взамен Ravon.

На рынке новых автомобилей с этого момента стать владельцем данного мотора можно было завладев всё тем же Ravon R4 (Chevrolet Cobalt, за исключением новых шильдиков в виде пельменя) или же сильно изменённом Ravon R3 (Chevrolet Aveo, для него это совершенно новый двигатель).

Содержание страницы

Пару слов о двигателе

Раз вы здесь, то Вас наверняка интересует история с зазорами клапанов на данных двигателях. И, к сожалению для владельцев, гидрокомпенсаторы на B15D2 - отсутствуют. Это ведет к тому, что по рекомендации завода (раз в 100 тыс. км.), или по советам умельцев (раз в 90 тыс. км.) придется снимать головку блока цилиндров с целью ревизии, не позажимало ли там наши клапаны в ноль.

Сама регулировка происходит за счет перебора толкателей клапанов в поисках подходящей толщины, с которой зазор выравнивается с рекомендуемым значением.

В целом, если двигатель эксплуатировался только лишь на бензине, без прибегания к модификации газом, и режим эксплуатации был щадящим, головку блока можно и не вскрывать. Косвенными признаками зазоров в допуске являются:

  • двигатель работает ровно на холостых оборотах;
  • тяга мотора осталась на прежнем уровне;
  • расход топлива не увеличился;
  • никаких характерных металлических стуков при работе двигателя, которые остаются даже на горячую;
  • диагностика не отображает пропуска воспламенений в цилиндрах.

Да, признаки слишком размазанные и под них может сойти тысяча и одна других неисправностей, поэтому ниже собрали для Вас статистику измерений зазоров клапанов с совершенно разным пробегом и эксплуатацией автомобилей, дабы сопоставить с вашими условиями и хотя бы предварительно сделать вывод о состоянии зазоров клапанов в двигателе.

К тому же еще присутствует фактор отклонений зазоров на стадии сборки двигателей. Причиной этому служит конвейер, с применением кондуктора изготовленного с отклонениями. И как показывает собранная статистика среди владельцев Chevrolet Cobalt, погрешность присутствует больше у крайних клапанов - 1,2 и 7,8, независимо от впуска и выпуска.

Кстати, что касается цены: на момент написания стать в конце 2023 года за регулировку клапанов просили 15 тысяч рублей.

Оптимальные зазоры клапанов для двигателя B15D2

0.12мм на впуске и 0.30мм на выпуске
(при эксплуатации с газовым оборудованием зазор увеличиваем на 0.02мм)

являются оптимальными зазорами клапанов на автомобилях Chevrolet Cobalt, Daewoo Gentra, Ravon R3 и Ravon R4

Интервал проверки зазоров клапанов для двигателя B15D2

Минимум один раз в 90 тысяч километров пробега при езде на бензине и каждые 40 тысяч километров при эксплуатации газового оборудования

интервалы проверки (и скорее всего даже регулировки) зазоров клапанов на двигателях автомобилей Chevrolet Cobalt, Daewoo Gentra, Ravon R3 и Ravon R4

Как меняется зазор клапанов

Если изнашиваются тарелки клапанов и сёдел, то зазор будет уменьшаться.

Если износ шеек распределительного вала и пастелей в головке, то зазоры увеличиваются.

Статистика замеров зазоров на примере конкретных автомобилей


Chevrolet Cobalt

Пробег 106 тыс. км., на бензине

12345678
Впуск0.08мм0.09мм0.10мм0.10мм0.12мм0.10мм0.05мм0.05мм
Выпуск0.26мм0.28мм0.28мм0.30мм0.30мм0.32мм0.28мм0.24мм

Оптимальный зазор на одном впускном клапане и на двух выпускных.

Пробег 123 тыс. км., 2013 год выпуска, автомат, на бензине

12345678
Впуск0.08мм0.08мм0.10мм0.12мм0.10мм0.12мм0.10мм0.08мм
Выпуск0.29мм0.29мм0.30мм0.32мм0.32мм0.34мм0.30мм0.30мм

Оптимальные значения зазора у двух клапанов на впуске и у трех на выпуске.

Пробег 130 тыс. км., 2013 год выпуска, автомат, на бензине

12345678
Впуск0.07мм0.10мм0.10мм0.10мм0.10мм0.10мм0.08мм0.07мм
Выпуск0.26мм0.30мм0.30мм0.30мм0.32мм0.30мм0.30мм0.26мм

Оптимальный зазор у пяти клапанов на выпуске.

Пробег 180 тыс. км., 2013 год выпуска, автомат, на бензине

12345678
Впуск0.08мм0.09мм0.12мм0.12мм0.10мм0.10мм0.09мм0.07мм
Выпуск0.26мм0.28мм0.30мм0.32мм0.32мм0.30мм0.30мм0.30мм

Оптимальные зазоры у двух клапанов на впуске и у аж четырех на выпуске.


Daewoo/Ravon Gentra

Пробег 62 тыс. км., автомат, на бензине

12345678
Впуск0.08мм0.09мм0.12мм0.12мм0.12мм0.10мм0.10мм0.08мм
Выпуск0.26мм0.30мм0.30мм0.32мм0.32мм0.32мм0.26мм0.26мм

Оптимальные зазоры у трех впускных клапанов и двух выпускных.

Пробег 64 тыс. км., 2017 год выпуска, автомат, на бензине

12345678
Впуск0.08мм0.08мм0.08мм0.08мм0.10мм0.09мм0.09мм0.07мм
Выпуск0.26мм0.26мм0.28мм0.28мм0.28мм0.26мм0.26мм0.26мм

Ни одного клапана с оптимальным зазором.

Пробег 65 тыс. км., 2014 год выпуска, автомат, на бензине

12345678
Впуск0.08мм0.10мм0.10мм0.10мм0.10мм0.10мм0.09мм0.07мм
Выпуск0.26мм0.30мм0.26мм0.26мм0.30мм0.30мм0.26мм0.22мм

Снова видим ушедший в минус зазор почти на всех клапанах, кроме трёх на выпуске.

Пробег 87 тыс. км., 2014 год выпуска, механика, на бензине

12345678
Впуск0.08мм0.07мм0.10мм0.10мм0.10мм0.10мм0.10мм0.08мм
Выпуск0.26мм0.26мм0.26мм0.30мм0.30мм0.30мм0.28мм0.26мм

Оптимальный зазор у трех клапанов на выпуске.

Пробег 100 тыс. км., 2013 год выпуска, автомат

12345678
Впуск0.09мм0.08мм0.12мм0.12мм0.12мм0.12мм0.09мм0.07мм
Выпуск0.25мм0.26мм0.30мм0.32мм0.32мм0.32мм0.26мм0.24мм

Наглядная демонстрация описанного выше, когда отклонения в меньшую сторону имеют зазоры клапанов крайних (1 и 4) цилиндров.

Пробег 100 тыс. км., 2014 год выпуска, автомат, на бензине

12345678
Впуск0.08мм0.08мм0.10мм0.12мм0.10мм0.10мм0.08мм0.07мм
Выпуск0.26мм0.30мм0.30мм0.30мм0.32мм0.30мм0.26мм0.23мм

Оптимальный зазор у одного клапана на впуске и у четырех - на выпуске.

Пробег 110 тыс. км., 2017 год выпуска, на бензине

12345678
Впуск0.06мм0.07мм0.08мм0.09мм0.09мм0.09мм0.07мм0.04мм
Выпуск0.26мм0.27мм0.26мм0.26мм0.32мм0.31мм0.30мм0.26мм

Только один клапан на выпуске имеет оптимальный зазор

Пробег 124 тыс. км., механика, на бензине

12345678
Впуск0.10мм0.10мм0.10мм0.12мм0.12мм0.10мм0.10мм0.07мм
Выпуск0.26мм0.28мм0.30мм0.32мм0.32мм0.30мм0.28мм0.26мм

По два оптимальных зазора на впуске и выпуске.

Пробег 140 тыс. км., 2014 год выпуска, механика, на бензине

12345678
Впуск0.08мм0.07мм0.10мм0.10мм0.10мм0.10мм0.09мм0.07мм
Выпуск0.26мм0.26мм0.30мм0.30мм0.30мм0.30мм0.30мм0.28мм

Пять клапанов на выпуске с оптимальным зазором.

Пробег 140 тыс. км., механика, на бензине

12345678
Впуск0.10мм0.09мм0.10мм0.10мм0.10мм0.10мм0.08мм0.08мм
Выпуск0.26мм0.26мм0.30мм0.30мм0.30мм0.30мм0.28мм0.26мм

Оптимальные зазоры у четырех выпускных клапанов.

Пробег 146 тыс. км., на бензине

12345678
Впуск0.07мм0.10мм0.10мм0.12мм0.12мм0.12мм0.10мм0.08мм
Выпуск0.26мм0.26мм0.30мм0.30мм0.30мм0.30мм0.26мм0.26мм

Бензиновую эксплуатацию видно сразу - половина клапанов с оптимальным зазором.

Пробег 150 тыс. км., автомат, на бензине

12345678
Впуск0.10мм0.10мм0.12мм0.12мм0.14мм0.12мм0.10мм0.10мм
Выпуск0.30мм0.30мм0.30мм0.32мм0.32мм0.32мм0.30мм0.30мм

Как видим, невзирая на большой пробег, при эксплуатации на бензине зазоры сохранились почти в идеальном состоянии.

Пробег 160 тыс. км., 2017 год выпуска, автомат

12345678
Впуск0.11мм0.11мм0.12мм0.12мм0.12мм0.12мм0.10мм0.09мм
Выпуск0.27мм0.28мм0.30мм0.30мм0.32мм0.30мм0.28мм0.26мм

В прошлый раз данный автомобиль приезжал на регулировку на пробеге 50 тыс. км.

Получается, что спустя 110 тыс. км. пробега снова подзажало крайние клапана на впуске и выпуске.

Пробег 160 тыс. км., механика, на газу

12345678
Впуск0.08мм0.10мм0.12мм0.12мм0.10мм0.10мм0.10мм0.10мм
Выпуск0.18мм0.26мм0.22мм0.30мм0.32мм0.28мм0.26мм0.24мм

Два оптимальных зазора на впуске и один на выпуске. 70 тысяч километров пробега данный автомобиль проехал на газе.

Пробег 168 тыс. км., автомат, на газу

12345678
Впуск0.16мм0.16мм0.14мм0.14мм0.16мм0.15мм0.14мм0.13мм
Выпуск0.03мм0.03мм0.26мм0.22мм0.26мм0.20мм0.30мм0.04мм

С прошлой регулировки зазоров автомобиль проехал 80 тысяч километров. При запуске холодного двигателя происходят пропуски воспламенения в цилиндрах.

Пробег 180 тыс. км., механика, на газу

12345678
Впуск0.07мм0.08мм0.09мм0.10мм0.10мм0.10мм0.06мм0.06мм
Выпуск0.16мм0.24мм0.26мм0.26мм0.30мм0.30мм0.24мм0.24мм

Оптимальные зазоры только у двух клапанов на выпуске.

Пробег 230 тыс. км., механика, на газу

12345678
Впуск0.12мм0.10мм0.16мм0.16мм0.20мм0.14мм0.18мм0.10мм
Выпуск0.16мм0.32мм0.36мм0.40мм0.34мм0.34мм0.30мм0.32мм

Предыдущая регулировка производилась на 130 тыс. км. - 100 тысяч километров назад.

Пробег 285 тыс. км., автомат, на газу

12345678
Впуск0.16мм0.14мм0.14мм0.16мм0.14мм0.11мм0.12мм0.14мм
Выпуск0.30мм0.32мм0.32мм0.32мм0.36мм0.34мм0.34мм0.32мм

С предыдущей регулировки прошло 40 тысяч километров.

Пробег 316 тыс. км., автомат, на газу

12345678
Впуск0.14мм0.14мм0.14мм0.14мм0.14мм0.14мм0.14мм0.13мм
Выпуск0.16мм0.30мм0.30мм0.32мм0.34мм0.32мм0.30мм0.30мм

Предыдущая регулировка производилась 90 тысяч километров назад.

Пробег 350 тыс. км., механика, на газу

12345678
Впуск0.14мм0.14мм0.14мм0.14мм0.14мм0.14мм0.14мм0.14мм
Выпуск0.32мм0.32мм0.32мм0.32мм0.34мм0.34мм0.32мм0.33мм

С последней регулировки пробег автомобиля составляет 150 тысяч километров. Автомобиль эксплуатируется в автошколе с учениками на маленькой скорости.

У всех впускных клапанов оптимальный зазор! Не забывайте, что на газ ставим на 0.02мм выше, нежели на бензин.


Ravon R3

Пробег 96 тыс. км., механика, на газу

12345678
Впуск0.05мм0.08мм0.09мм0.09мм0.09мм0.09мм0.10мм0.07мм
Выпуск0.00мм0.07мм0.20мм0.10мм0.22мм0.14мм0.22мм0.00мм

На холодную двигатель сильно троил. По итогу видим два зажатых клапана на выпуске.

Пробег 100 тыс. км., 2017 год выпуска, механика, на бензине

12345678
Впуск0.10мм0.09мм0.12мм0.12мм0.10мм0.10мм0.09мм0.09мм
Выпуск0.26мм0.28мм0.26мм0.27мм0.30мм0.30мм0.26мм0.26мм

Оптимальные значения зазоров у двух клапанов как на впуске, так и на выпуске.

Пробег 155 тыс. км., механика, на бензине

12345678
Впуск0.08мм0.09мм0.08мм0.09мм0.09мм0.09мм0.07мм0.06мм
Выпуск0.24мм0.26мм0.26мм0.26мм0.26мм0.26мм0.26мм0.26мм

Ни одного клапана с оптимальным зазором.

Пробег 200 тыс. км., 2017 год выпуска, механика, на бензине

12345678
Впуск0.07мм0.05мм0.07мм0.08мм0.10мм0.05мм0.10мм0.10мм
Выпуск0.26мм0.26мм0.24мм0.24мм0.26мм0.26мм0.26мм0.32мм

Ни одного клапана с оптимальными зазорами. Автомобиль со слов владельца с недавнего ремонта его другом мастером.

Сходу по диагностике видим пропуски воспламенения в третьем цилиндре:

Да, зазоры гуляют, но проблема на самом деле в другом. Хватило лишь одного эндоскопа, чтобы понять, что все цилиндры в задирах, и что по их стенкам множественные подтёки масла. Это говорит о попадании масла в камеру сгорания:

Хон не просто грубый, а уже и местами отсутствует. Это говорит о невыдержанном тепловом зазоре между цилиндрами и поршнями. Банально нарушена технология обработки, возможно в целях экономии.

Итог данного капитального ремонта печален: деньги и время потрачены в пустую, результат только ухудшился. Недостаточно просто инструмента и запчастей, нужно чтобы орудовал ими мастер своего дела.


Ravon R4

Пробег 68 тыс. км., 2017 год выпуска, механика, на бензине

12345678
Впуск0.06мм0.07мм0.08мм0.09мм0.09мм0.09мм0.07мм0.04мм
Выпуск0.26мм0.27мм0.26мм0.26мм0.32мм0.31мм0.30мм0.26мм

Видим, что оптимальный зазор только у одного клапана на выпуске. А так же уже критическое значение восьмого клапана на впуске.

Пробег 122 тыс. км., 2019 год выпуска, автомат, на газу

12345678
Впуск0.06мм0.06мм0.10мм0.10мм0.12мм0.10мм0.10мм0.06мм
Выпуск0.00мм0.12мм0.05мм0.16мм0.12мм0.16мм0.03мм0.12мм

Всего лишь один клапан на впуске соответствует оптимальному значению, остальные с сильно меньшим зазором или вообще практически на грани зажатия. Это яркий пример затягивания с регулировкой при эксплуатации газового оборудования.

После регулировки мотор начал работать ровно, пропали пропуски воспламенений в цилиндрах.

Пробег 143 тыс. км., 2017 год выпуска, автомат, на газу

12345678
Впуск0.09мм0.14мм0.16мм0.14мм0.13мм0.14мм0.16мм0.16мм
Выпуск0.05мм0.22мм0.08мм0.24мм0.24мм0.07мм0.12мм0.16мм

Видим, что на лицо эксплуатация на газовом оборудовании, что повлекло сильный уход зазоров, вплоть до пропуска воспламенений в цилиндрах. Да и в прошлый раз этот же авто пригоняли уже на грани зажатых клапанов, отсюда и рекомендация раз в 40 тысяч километров делать ревизию зазоров. Иначе есть риск отпустить металл клапанов и сёдел с последующим прогаром.

Пробег 178 тыс. км., 2017 год выпуска, механика

12345678
Впуск0.14мм0.14мм0.14мм0.16мм0.16мм0.16мм0.16мм0.16мм
Выпуск0.22мм0.30мм0.06мм0.32мм0.32мм0.34мм0.32мм0.32мм

Наблюдаем следующую картину: на впуске расхождение в большую сторону, на выпуске сильно ушел в минус клапан, который почти зажало. Допустив всего лишь раз поджатие двух клапанов и последующего отжига их рабочей поверхности, теперь наблюдаем на них самый большой износ тарелок клапанов и сёдел.

Пробег 270 тыс. км., 2017 год выпуска, автомат, на газу

12345678
Впуск0.16мм0.18мм0.16мм0.18мм0.18мм0.16мм0.18мм0.16мм
Выпуск0.04мм0.04мм0.09мм0.09мм0.26мм0.26мм0.14мм0.00мм

Автомобиль приехал с жалобами на неровную работу двигателя и пропуски воспламенения в цилиндрах.

Прошлая регулировка была на 100 тыс. км., получается интервал между регулировками - 170 тысяч километров. Диагностика показывает пропуски в четвертом цилиндре:

Пропуски в четвертом цилиндре двигателя B15D2 из-за зажатого выпускного клапана

С учетом эксплуатации на газу, в прошлый раз выставляли ему чуть завышенные зазоры - 0.14мм на впуск и 0.34мм на выпуске.

И как видим на впуске зазоры увеличились, и при проверке стаканы не изменили толщину дна. Это значит, что произошел износ пастели головки под шейки распределительного вала.

На впуске абсолютно все зазоры ушли. Восьмой клапан так вообще зажат.

В итоге такого наплевательского отношения к машине клапана и сёдла значительно подгорели, что повлекло за собой большую корректировку в подборе регулировочных стаканов, некоторые из них вообще пришлось шлифовать.

Клапана удалось отрегулировать и мотор заработал ровно, без пропусков. Но в таком случае всё равно отжигаются тарелки клапана и сёдла, что приводит к перегреву и отпуску металла. Он попросту становится мягким, что требует еще большего контроля за зазорами впоследствии.

На фото ниже видно как выглядит зажатый клапан:

Он изменил цвет, на нем неравномерный нагар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *